Белоцерковская Яна Николаевна, персональный сайт педагога
Проект «Народное творчество»Проект на тему: «Формирование основ ценностного отношения ребёнка к окружающему миру средством знакомства с народным творчеством»
Автор проекта: Белоцерковская Я.Н. Тип проекта: краткосрочный, информационно-творческий. Участники: дети второй младшей группы, воспитатель группы. Сроки реализации: ноябрь 2019г. – январь 2020г. Актуальность проекта: С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Значение приобщения детей младшего возраста к истокам народной культуры: -формирование положительного отношения к окружающему миру; -формирование положительных эмоций; -развитие речи, обогащение словаря, внимания, мышления; -формирование эстетических представлений; -развитие первоначальных представлений о добре- зле, хорошо- плохо. Цель: Формирование у детей младшего дошкольного возраста положительных эмоций, интерес к окружающему миру через ознакомление с народно- прикладным искусством, художественным словом. Задачи: 1. Вводить в мир художественного слова через знакомство с устным народным творчеством: сказки, потешки, песенки, заклички. 2. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, к народным играм. 3. Побуждать эмоциональную отзывчивость к красоте окружающего мира: природе, предметов декоративно- прикладного искусства. Работу строили на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения. Необходимое условие приобщение детей к народной культуре: – организация развивающей среды. Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа. Основная задача – возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому помимо натуральных вещей многие предметы преднамеренно стилизованы под реальные: макеты, народные игрушки, предметы русского быта: деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм и т.д. Дети с удовольствием рассматривают и манипулируют с народными игрушками, примеряют сарафаны. В группе имеются разнообразные виды театров (пальчиковые, би-ба-бо и др.),художественная литература: сказки, песенки, потешки, с помощью которых происходит целостное восприятие произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него. Второе условие – организация образовательного процесса: в совместной образовательной деятельности и в режимных моментах; организация самостоятельной деятельности детей; взаимодействие с родителями. Третье условие- выбор содержания: малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки, песенки, заклички, короткие сказки. Народные промыслы: народные игрушки (матрёшка), дымковская игрушка Народные игры (подвижные, хороводные), пальчиковые, игры- упражнения Общение с природой (наблюдения, прогулки) Формы проведения: Игровая деятельность: - дидактические игры; - сюжетно-ролевые игры; - театрализация; - подвижные игры; - упражнение на дыхание; - упражнение на развитие мелкой моторики рук. Познавательная деятельность: - формирование целостной картины мира; Беседы. Коммуникация. Художественное творчество: Рисование. Лепка. Аппликация. Работа с родителями.
Этапы реализации проекта: 1 этап – подготовительный. - Создание необходимых условий для реализации проекта. - Перспективное планирование проекта. - Разработка и накопление методических материалов. 2 этап – основной (практический). Использование в воспитательно-образовательном процессе эффективные методы и приемы по расширению знаний дошкольников о народном творчестве. 3 этап – заключительный. - Оформление результатов проекта в виде презентации. - Организация выставки «Народные промыслы».
Ожидаемые результаты реализации проекта: · Расширение кругозора детей о народном творчестве. · Улучшение предметно-развивающей среды. · Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Комплекс мероприятий:
В ходе реализации проекта были разработаны и изготовлены: 1. Конспект занятия: "Игрушки в гости к нам пришли" 2. Конспект занятия: «Дымковская игрушка петушок» 3. Конспект «Жестовский поднос» 4. Комплекс упражнений и игр. Проведение дидактических игр «Дымковский узор» 5. Консультация для родителей: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Список используемой литературы: Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации –М: Скрипторий, 2008. г. Князева О. А. Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры – Спб: Акцидент, 1997 г. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду – М. ТЦ. Сфера, 2009г. Народное искусство в воспитании детей – Под ред. Комаровой Т.С.М. Соломенникова О. А. Радость творчества –М: Мозаика – Синтез, 2008 г. Знакомство детей с русским народным творчеством. Т. А. Бударина, О. А. Маркеева и др. Результаты проекта показывают, что народная игрушка доставляет детям радость, ее яркость, выразительность и простота форм, а больше всего возможность создать этот образ самим. Удовольствие, получаемое в продуктивной деятельности, сочетается с развитием у ребенка эстетического вкуса, творческих способностей, художественных навыков и умений. Польза и красота, ярко и образно выраженные в предметах народных умельцев, становятся близки и понятны детскому восприятию. Конспект занятия: "Игрушки в гости к нам пришли"
Задачи: Закрепить знания детей о любимых игрушках. Развивать мыслительные процессы: память, творческое воображение, связную и выразительную речь. Использовать полученные знания в речевом общении. Воспитывать любовь детей к игрушкам, воспитывать дружелюбие, вызвать интерес, любознательность. Ход занятия: 1. Организационный момент. Игровая ситуация: - Ребята, вы любите ходить в гости? А к кому вы ходите в гости? А нравится вам, когда гости приходят к вам? Почему? Кто приходил к вам в гости? Сегодня к нам в гости прибыли игрушки из соседней группы. Встречайте их. (Воспитатель вносит коробку с игрушками с прикрепленными к ручке коробки воздушные шары..) Ребята как нужно приветствовать гостей? Здравствуйте, мы вам очень рады, проходите, пожалуйста! 2. Дидактическое упражнение «Познакомься и назови ласково». Ребята, вы любите играть с игрушками? Давайте будем с ними знакомиться и ласково их называть. Воспитатель показывает и спрашивает: -Кто это? (Кукла-куколка, кошка-кошечка и т. д.). А как вы с куколкой играете? (Качать, кормить, одевать, расчесывать и т. д.). А чем можно угостить наших гостей? Спросить ребенка кому что дать? 3. Дидактическое упражнение «Хорошо - плохо». Предложить детям рассказать о том, где они хранят игрушки (в группе и дома) и кто их убирает на место, как нужно обращаться с игрушками. Прочитать рифмовку и продолжить фразу после многоточия. Если ты сломал машинку, Мишке лапу оторвал, Если бросил ты игрушки и ногою их пинал. Скажут дети: -Плохо. Ну, а если ты игрушки Не бросаешь, не ломаешь И на место убираешь- Это очень - хорошо! Давайте поиграем в игру «Плохо - хорошо» Воспитатель объясняет правила игры: «Я буду называть вам поступки, а вы скажете хорошо это или плохо». Рвать книжки… плохо. Любить книжки… хорошо. Пинать машинку… плохо. Чинить машинку… хорошо. Разбросать игрушки… плохо. Собрать игрушки… хорошо.
Физкультминутка. Воспитатель показывает игрушку и говорит, что она приглашает ребят покататься на поезде. Дети становятся за воспитателем и имитируют движение паровоза, руками, согнутыми в локтях. Звучит музыка «Паровоз». Делаем круг по группе. Останавливаемся, и дети садятся на стульчики. 4. Дидактическое упражнение «Чего не стало и что изменилось? » Ребята, игрушки хотят поиграть с вами в прятки. Посмотрите на эти игрушки (4-5 шт.) и постарайтесь запомнить. А теперь закройте глазки (Воспитатель убирает одну игрушку) . Откройте глазки, посмотрите и скажите. Какой игрушки не хватает. ( Проводится 2 - 3 раза, а затем игрушка не убирается, а переставляется. Дети отвечают на вопрос: «Что изменилось? » 5. Игра «Послушай и покажи» (Стихи Агнии Барто из цикла «Игрушки») Ребята, а ведь мы еще знаем стихи про игрушки. Давайте внимательно послушаем стихотворение и найдем ту игрушку, про которую говорится в нем. (1-2 стихотворения) Вам понравились игрушки, которые пришли к нам в гости? Вы все молодцы! Замечательно рассказывали стихи, были очень дружными, внимательно меня слушали. А теперь давайте покажем нашим гостям-игрушкам, как мы умеем танцевать. Звучит веселая музыка. Непосредственная образовательная деятельность Во второй младшей группе ТЕМА: «Жостовские подносы» ЦЕЛЬ: Знакомить детей с изделиями народного творчества – жостовскими подносами. ЗАДАЧИ: Обучающая: - Закрепить знания детей о промысле (Жостовские подносы). - Познакомить детей с техникой аппликации из цветной бумаги. - Учить составлять цветок из нескольких цветов, чередуя цвета. Развивающая: - Развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел предложенный взрослым. - Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма, цвета, композиции. - Развивать эстетическое восприятие, любознательность, целеустремленность, способствовать возникновению первых ценностных ориентаций, эмоциональной отзывчивости. - Совершенствовать диалогическую речь. Воспитательная: - Воспитывать желание рассматривать изделия народных умельцев. - Воспитывать бережное отношение к изделиям своего и народного творчества. - Воспитывать интерес к изучению народных промыслов, усиливая их восприятие через народный фольклор. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕДИАОБЪЕКТЫ: - жостовские подносы; - иллюстрации жостовских подносов; - диск CD: П.И. Чайковский «Вальс цветов», русская народная мелодия. ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: - бумажные заготовки для аппликации (силуэт подноса), цветочки и листочки из цветной бумаги; - клей, кисточки, клеенки. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «Коммуникация»: беседа о жостовских подносах, их происхождении. «Чтение художественной литературы»: чтение стихотворений о жостовской росписи, рассматривание иллюстраций с изображением жостовских подносов. «Физическая культура»: физкультминутка «Цветки». «Социализация»: игры «Магазин», «Собери целое». ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ Образовательная деятельность проводится в соответствии с СанПиНом. ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитатель: - Ребята, мы с вами познакомились с разными видами народного искусства. Послушайте и отгадайте загадку про один из них: Черный фон сияет лаком,
- Правильно, жостовские подносы. Посмотрите, какие они красивые, яркие, праздничные (показ подносов и их иллюстраций). Дети рассматривают жостовские подносы. Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского. - Какой росписью украшены подносы? Ответы детей (жостовской) - Как вы догадались, что это жостовские подносы? - Какой формы подносы? Ответы детей (круглые, прямоугольные, овальные). - Какого цвета фон подносов? Ответы детей (черный, красный, зеленый, желтые). - Какие основные элементы жостовской росписи? Ответы детей (цветы, листочки, фрукты). - Правильно. Основной мотив росписи — цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Также встречаются в росписи фрукты, иногда птицы. Есть на жостовском подносе
- Да, жостовские подносы красивые, праздничные. Чёрные, зеленые, жёлтые, красные. Удивительно прекрасные! (звучит «Вальс цветов») - Какое настроение появилось у вас, глядя на эти подносы и слушая музыку? - Что бы вам хотелось сделать? Ответы детей (потанцевать, подвигаться, попеть, порисовать). - Давайте, мы с вами немножко отдохнем и украсим наши подносы красивыми узорами. Физкультминутка На лугу растут цветы Потягивание, руки в стороны Небывалой красоты. К солнцу тянутся цветы Потягивание, руки вверх С ними потянись и ты. Ветер дует иногда Дети машут руками, изображая ветер Только это не беда. Наклоняются цветочки, Наклоны вперёд Опускают лепесточки. А потом опять встают Выпрямились И по – прежнему цветут. - Садитесь за столы. Мы украсим наши подносы необычным способом. По центру мы наклеим крупные цветы. А потом украсим зелеными листочками. - Аккуратно намазывайте нужные места клеем. (Самостоятельная деятельность детей. - Много клея набирать на кисточку не надо, чтобы работы получились аккуратными. - Молодцы! Не устали? Ответы детей (нет). - Теперь надо взять листочки, красиво расположить их вокруг цветов и наклеить. Листочки намазываем клеем на клеенке. Используйте салфетки, чтобы прижать листочки и промокнуть лишний клей. Итог: - Вам понравилось украшать подносы? Ответы детей (Да) Красивые, яркие, праздничные получились подносы. А я очень рада за вас – вы все старались, были активные, внимательные и дружные. Молодцы! Конспект занятия: «Дымковская игрушка петушок»
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с дымковской росписью, ее элементами – кругами разного размера. Закреплять умение рисовать круги. Учить правильным приемам закрашивания краской, не выходя за контур. Повторять изображение, заполняя все пространство силуэта. Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь. Словарь: дымковская игрушка, петушок, силуэт. Предварительная работа: Рассматривание образцов дымковской игрушки, украшенных различными кругами. Материалы к занятию: листы бумаги с контурами дымковского петушка, гуашь по одному цвету на ребенка, кисти, силуэт петушка. Ход занятия: В группе появляется дымковский петушок. Он рассказывает детям о том, что его друзья гуляли под дождем, и все красивые узоры смыло водой. И теперь веселые петушки стали грустными, потому что они уже не нарядные, а просто белые. Петушок спрашивает детей, смогут ли они помочь его друзьям. Дети рассматривают петушка, воспитатель обращает внимание, что узор выполнен по всей игрушке. Воспитатель спрашивает детей, какими узорами украшен петушок. Обращает внимание детей, что круги разного размера. Воспитатель предлагает детям взять кисти и в воздухе показать, как нужно рисовать круги. Дети выполняют кругообразные движения. Во время рисования воспитатель напоминает детям, что круги располагаются по всему силуэту петушка. В конце занятия петушок благодарит детей, говорит, что его друзья снова стали веселыми и нарядными. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ И ИГР Комплекс ОРУ «Гули-гуленьки» К детям гуленьки прилетели, Детям гуленьки песню спели: — Детки малые, не шалите, Детки малые, подходите. Вокруг нас в кружок вставайте, В кругу место занимайте. Будем вокруг вас летать, Будем с вами мы играть. 1. «Гуленьки греют крылышки на солнышке» И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки вперед; по ворачивать ладони вверх-вниз, сказать «горячо». Вернуться в и. п. Сохранять устойчивое положение. Повторить 5 раз. 2. «Летают гули-гуленьки» И. п.: ноги врозь, руки вниз. Взмахи: одна рука вперед, дру гая — назад, слегка пружиня колени; после 3—4-х движений рук — отдых. Вернуться в и. п. Приучать к большой амплитуде. Дыхание произвольное. Повторить 3—4 раза. 3. «Гуленьки клюют крошки» И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, смотреть вниз; руки отвести назад-вверх, выпрямиться. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз. 4. «Скачут-пляшут гуленьки» И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Легкое подпрыгивание и встряхивание кистями рук. Повторить 3 раза, чередуя с ходьбой после 6—8 движений. Дыхание произвольное. 5. «Улетели гуленьки» И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «а-а-ах». Повторить 3—4 раза. Подвижная игра «Птички в гнездышках» На игровой площадке (5x5 м) обозначаются цветной водой, линиями или шнурами 3—4 круга (диаметр кругов 1 —1,3 м) — это гнезда птичек. Дети-«птички» размещаются в гнездах. Педагог на ходится в центре игровой площадки. Он говорит: Пришла красавица-весна, Тепло и радость принесла. Где же вы, маленькие птички — Воробушки да синички? Из гнезд скорее вылетайте, Свои крылья расправляйте! Дети перешагивают через линии очерченных кругов — «вылета ют из гнезд» — и разбегаются по всей площадке. Педагог «кормит» «птиц» то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки, постукивая кончиками пальцев по коленям, — «клюют зерна». Затем вновь бегают, прыгают по площадке. Педагог говорит: Милые птички, Воробушки да синички! В гнездышки свои летите, Свои крылья опустите! Дети убегают в «гнезда», перешагивая через линии. Все птички должны занять свои гнезда. Игра повторяется. Примечания. 1. На этапе разучивания игры можно в каждое из гнездышек поставить по зрительному ориентиру (кубик, кеглю и др. красного, желтого, синего или зеленого цветов). 2. При повторе нии игры можнопредложить детям выпрыгивать из кругов на двух ногах, а не перешагивать через линию. 3. Педагогу необходимо дозировать двигательную активность (бег) и отдых детей.
«Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству. Н.А. Ветлугина Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное. Решение вопросов эстетического воспитания на занятиях по изобразительной деятельности не приведет к желаемым результатам. Поэтому необходимо стараться учить детей увидеть прекрасное в природе, слышать музыку, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения. С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание. Начинать работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка. Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их лепке и росписи. Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объемные изделия, расписанные дымковской росписью, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения. Детям нужно рассказать, что самый сложный узор состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки, горошины, прямая и волнистая линия и т.д. Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи. Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Все это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным. Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки, горошины) дети должны сразу же пользоваться палочкой с накрученной на конце ваткой. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа. Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю. Очень точно об этом сказал В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончащие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Литература: Н.Б. Халезова, «Декоративная лепка в детском саду», Москва 2007г. Т.С.Комарова, Т.А. Ратанова, «Народное искусство в воспитании детей» М.1997 г. Т.Г. Казакова «Развитие у дошкольников творчества» М.1985 г. И.Я.Богуславская «Русская глиняная игрушка» Л.1975 г. 15 декабря 2020 в 12:54
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.